НЕЙРОПСИХОЛОГ

1200 руб.

Нейропсихология — это наука о мозговой организации психических процессов. О том, что происходит в нашей голове, когда мы думаем, говорим, чувствуем, действуем. Нейропсихология помогает понять и проанализировать причины индивидуальных особенностей ребенка.


В настоящее время большое количество детей испытывают трудности усвоения программ обучения. Это относится не только к школьной программе, но и к программам детских садов: возрастает количество детей "чуть более шумных", чем остальные; детей, для которых сложно дослушать сказку до конца, выполнить движения на музыкальном или физкультурном занятии, запоминание букв и цифр таким деткам дается сложнее, чем их сверстникам. Это очень сильно сказывается и на эмоциональном состоянии детей, ведь они не могут получать полное удовольствие от жизни и любимых занятий: подвижных игр, рисования, просмотра мультиков. Воспитатели и учителя недолюбливают таких детишек, бывают к ним слишком строги, сверстники отказываются включать их в свои игры. В школьном возрасте у этих детей может наблюдаться повышенная агрессивность, неуверенность в себе, проблемы в общении со сверстниками, педагогами, иногда на таких детей родители и педагоги вешают "ярлыки", делая перспективу ребенка еще более мрачной.



Как часто приходится сталкиваться в консультировании с обращением родителей, ребенок которых внешне ничем не отличается от своих сверстников. Правда, создает он впечатление ленивого, беспечного, неорганизованного, игнорирующего какие-то школьные или домашние нормативы и прочее. Ему сложно дается обучение, он с трудом умеет читать и писать или выполняет все задания с помощью контролирующего родителя.

Родители и школа пытаются заставить его учиться посредством жесткой дисциплины и наказаний, полагая, что ребенок просто не хочет, этакая "строптивая лошадка". Однако оказывается, что все не так просто...


Что за зверь такой, нейропсихология? Почему это нужно знать родителям?


К сожалению, в педагогических вузах и училищах крайне мало уделяют внимание этому вопросу. А педагогам надо знать, что неуспеваемость их ученика может быть вызвана не столько леностью и отсутствием дисциплины в организации домашних заданий, и не только психологическими проблемами в семье (об этом уже много говорят), а некоторыми сложностями в работе головного мозга. И проявляются они в первую очередь в неуспеваемости как минимум в младшей школе, а если собственных компенсаторных механизмов оказалось недостаточно, то переходят и в старшие классы.


Так как нейропсихология (особенно детская) область очень молодая, то и специалистов-нейропсихологов очень мало, хотя ситуация в крупных городах - Москве и в Питере, например - уже стала улучшаться. Обычно всеми вопросами, о которых мы будем говорить ниже, занимаются врачи-неврологи, дефектологи или логопеды - с той или иной степенью успешности. К сожалению, первые нередко прибегают только к медикаментозному лечению, а вторые и третьи игнорируют современные знания о строении головного мозга, о законах его созревания и развития. Не всегда учитывая это, специалисты опираются на какую-либо методику работы с локальной проблемой, не вовлекая в работу все компенсаторные возможности головного мозга.


Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на пересечении психологии, биологии и медицины. Нейропсихология традиционно занимается изучением мозговых механизмов высших психических функций (разных видов восприятия, памяти, речи, мышления, произвольных движение и т.д.) на материале локальных (местных) поражений головного мозга - вследствие травмы или сосудистой патологии.


Когда говорят о работе нейропсихолога со взрослыми людьми, то речь идет о реабилитации, т.е. о полном или частичном восстановлении пораженных участков. При этом нужно понимать, что речь идет о поражении уже сформированного мозга - отсюда и разница в тяжести и последствии травмы одного и того же участка у взрослого и у ребенка.


Детская нейропсихология - раздел общей нейропсихологии, изучающая нормальное и нарушенное развитие мозговых механизмов и психических функций в сравнительно-возрастном и клиническом аспектах. Это предполагает выделение первичных и вторичных синдромов, не соответствующих классическим синдромам, возникающих у взрослых, так как здесь речь идет о той или иной мозговой недостаточности или несформированности. Здесь речь идет уже о нейропсихологической коррекции.

За этими непонятными словами часто скрываются такие диагнозы в картах (хотя, наличие того или иного расстройства может и не сопровождаться диагнозом - это очень сильно зависит от степени выраженности расстройства, компенсаторных возможностей головного мозга, генетики, среды обитания):


· ПЭП - перинатальная энцефалопатия (буквально "перинатальный" означает короткий период самих родов, а перинатальный - внутриутробное развитие. В нашей стране произошла склейка понятий). Поражение нервной системы, в основном вызванное гипоксией плода (кислородное голодание), возникающее во время беременности и родов. Одним из самых серьезных последствий является развитие ДЦП - детского церебрального паралича.

· ММД - минимальная мозговая дисфункция - это нарушение функций ЦНС в результате микроповреждений подкорковых, стволовых структур головного мозга и/или коры головного мозга. Возникает также в основном вследствие внутриутробной гипоксии или асфиксии (удушение) в родах, или в результате родовой травмы.


    


В данной статье мы не будем рассматривать тяжелые варианты поражения, так как в тех случаях необходимо комплексное лечение. Например, при повышенной судорожной готовности, которая возможна при ДЦП, применять методы нейропсихологической коррекции возможно лишь при очень большом опыте работы, координируя все свои действия с эпилептологом. Также при сопутствующих психических и/или личностных расстройствах необходимо сначала провести лечение у детского психиатра. Тяжелые органические (олигофрения), генетические или хромосомные (синдром Дауна) нарушения крайне сложно поддаются коррекции.


Вероятность успеха коррекции очень зависит от степени сохранности интеллекта, хотя и не исключает положительную динамику при его низком уровне. Просто работа будет занимать гораздо больше времени, в некоторых случаях - годы.

Перед обращением к нейропсихологу необходимо иметь на руках: заключение детского психиатра, невролога, заключение по результатам свежей электроэнцефалограммы, в некоторых случаях нужны заключения и других специалистов.

Самый ранний возраст для коррекции - 4 года. Ранее возможны только общие рекомендации.


Самые распространенные симптомы, с которыми обращаются родители, и

которые поддаются коррекции:


· гиперактивность (расторможенность) или гипоактивность  

(общая низкая физическая активность);

· выраженные скачки настроения, невозможность

дифференцировать свои и/или чужие эмоции;

· быстрая пресыщаемость;

· отвлекаемость;

· частые простуды, аллергии, астматические изменения;

· изменения аппетита (нет чувства голода или насыщения);

· изменение сна (поверхностный или очень глубокий сон);

· сложности с координацией движений;

· нарушение теплообмена (чрезмерная потливость или постоянно холодные конечности);

· нарушение тактильной чувствительности

(ребенок ощущает самое легкое прикосновение или, наоборот, не ощущает даже сильный болевой стимул);

· сосудистая дистония, аритмия;

· поверхностное дыхание (частое дыхание ртом);

· повышенный или сниженный тонус мышц;

· логоневроз (расстройство речи в виде заикания);

· дизартрия ("каша" во рту);

· синкинезия (сопутствующие движения: например, ребенок во время

рисования двигает языком в сторону совершаемого действия);

· сложности в отображении позы другого человека;

· очень ранняя (до 2 лет уже фразовая) или поздняя речь (после 4 лет);

· сложности с тонкой моторикой;

· навязчивость, тики (при отсутствии психиатрии);

· нарушение плавности движений;

· псевдолеворукость;

· искажение временных и пространственных представлений (верх-низ, правое-левое);

· зеркальное написание;

· фрагментарность восприятия;

· сложности в координации двух рук;

· вторичный аутизм ("уход в себя" и часто очень существенный, вызван не психиатрическим диагнозом, а попыткой избежать психологического дискомфорта).


Обращаем внимание, что каждый из этих симптомов соотносится с возрастом ребенка: нельзя говорить о каком-то наблюдении у четырех- или пятилетнего ребенка как о симптоме, а у семилетнего как о простом наблюдении. Это зависит от временных и возрастных границ созревания головного мозга. Кора головного мозга начинает активно "созревать" с 2,5-3,5 лет и "дозревает" где-то к 6,5-7,5 годам (что, кстати, совпадает с известными возрастными кризисами 3-х и 7 лет).


Что делать?


1. Необходимо признать уникальность своего ребенка, принять его таким, какой он есть. Это снизит психологический дискомфорт при общении со специалистами ради решения вопросов, которые мешают ребенку эффективно взаимодействовать с самим собой, с окружающими и миром в целом.

2. Не нужно специально раскапывать что-то у ребенка. Внимательный родитель интуитивно почувствует, что что-то не так. А при беспокойстве - проконсультируйтесь с детским неврологом, чтобы убедиться, что ваш ребенок развивается нормально.

3. Если что-то вдруг нашлось, то действуйте спокойно, без суеты, по схеме невролог-психиатр-нейропсихолог.

4. Нейропсихологическая коррекция будет происходить эффективно, если работа будет происходить ежедневно. Период стабилизации всей мозговой системы составляет 9 месяцев. Это значит, придется выделять для ежедневных самостоятельных занятий с ребенком от часа и более в день, встречаясь со специалистом два раза в неделю. Если ситуация сложная, то нужно "закладывать" больше времени.


Предупреждение! Прерывание курса более чем на неделю сопровождается "откатом" назад, то есть возвращением к изначальному уровню. Такова особенность разрастания дендритового "дерева" - нужна ежедневная стимуляция. Это не значит, что нельзя никуда уезжать. Но нужно будет продолжать заниматься с ребенком, находясь в отпуске.

Вызывает серьезные сомнения решение такой проблемы, как легкая задержка психического развития, всего за 2-3 месяца. Или встреча со специалистом всего один раз в неделю без существенных домашних заданий.


Учитывайте, что коррекция невозможна без серьезного двигательного комплекса. Сидение за партой и беседы - это не нейропсихологическая коррекция. Возможно, что часть поверхностных симптомов и удается скорректировать, но мозг в целом будет продолжать работать неэффективно. Проблемы никуда не уйдут, а все равно проявят себя через какое-то время.


Как бы тяжело ни было состояние вашего ребенка, ему всегда нужна ваша родительская любовь. Благодаря вашему терпению, любви, силам, заботе и участию в жизни самого близкого человека - вашего ребенка - получится подарить ему новые возможности: возможности жить, учиться, познавать и узнавать гораздо более эффективно, используя весь свой потенциал.


Нейропсихологическая диагностика рекомендована детям, которые:


· не могут сосредоточиться на задании, невнимательны, неусидчивы;

· плохо запоминают стихи и не помнят, куда положили собственные вещи;

· испытывают трудности при рисовании, лепке, не могут сами застегнуть одежду;

· слишком медлительные либо, наоборот, чрезмерно активны и импульсивны;

· часто жалуются на усталость, быстро утомляются, имеют проблемы с засыпанием;

· имеют диагноз «задержка психического развития» (нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста), то есть ребенок знает и умеет заметно меньше своих сверстников, соображает медленнее, его речь более скудна, а навыков меньше.


Если в возрасте 6 лет ребенок помимо вышеперечисленного:


· не может определить правую и левую стороны своего тела, его переднюю и заднюю часть, рисуя человеческую фигуру, искажает размеры и формы;

· есть трудности со счетом, письмом, чтением, а занятия с логопедом и педагогами не дают видимых улучшений.


Консультация нейропсихолога поможет также развеять многие сомнения и страхи родителей:


· если ребенок получил родовую травму (тяжелые затяжные роды, стимуляция, обвитие пуповины, гипоксия, Кесарево сечение, использование щипцов и пр.), часто болел на первом году жизни: бронхолёгочными заболеваниями, отитами, атопическим дерматитом; получал лечение антибиотиками, имел травмы головы, сотрясение мозга; получал общий наркоз, имел заболевания нервной системы (энцефалит, менингит и пр.). Нейродиагностика в таком случае поможет определить, как это могло отразиться на работе головного мозга ребенка и его дальнейшем развитии;

· если ваш ребенок в садике хорошо читал, считал и даже умел писать, а с началом обучения в школе начал испытывать трудности в учебе;

· когда вы затрудняетесь определить, в каком возрасте лучше отдать ребенка в школу, не уверены, готов ли ребенок к школьному обучению, вам трудно определить, какая мотивация у ребенка преобладает в настоящий момент – игровая или учебная;

· если вы волнуетесь, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам;

· если вы хотите больше узнать об индивидуальных особенностях развития вашего ребенка (какая стратегия обучения и воспитания ему больше подходит, как он запоминает и усваивает информацию, как организовано его восприятие, внимание, мышление, память и др. психические процессы). 


Нейропсихологическое обследование – это специальная процедура с использованием диагностических проб и методик, в ходе которой выявляется связь между уровнем развития психических процессов и состоянием определенных участков мозга. В итоге данная диагностика позволяет выявить причины трудностей обучения и поведения у детей дошкольного и школьного возраста и составить индивидуальную коррекционную программу. Нейропсихолог подбирает специальные коррекционные двигательные и познавательные упражнения с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей. Эти упражнения позволяют развивать отстающую сферу головного мозга.


После проведения коррекционных занятий:


· ребенок обучается правильному восприятию пространства;

· улучшается крупная и мелкая моторика (уходят проблемы с одеванием, рисованием, неуклюжесть);

· улучшается артикуляция и речь;

· улучшается внимание и память;

· повышается усидчивость;

· уменьшается агрессивность, плаксивость;

· повышается контроль за своим поведением;

· улучшается общее состояние здоровья ("уходят" частые простудные заболевания, аллергии, энурез, тики и др.).


Нейропсихологическая диагностика и коррекция может проводиться с детьми в возрасте от 3-4 до 12 лет. Наибольший эффект достигается при раннем начале работы (до 9-10 лет), которая охватывает сензитивные периоды развития различных зон мозга. В дальнейшем пластичность мозга уменьшается, и положительные результаты занятий менее выражены.


Запись на консультацию к детскому нейропсихологу

по тел. +7 (351) 750-47-67