ЧТО ДУМАЕТ ПСИХОТЕРАПЕВТ, КОГДА ВСТРЕЧАЕТСЯ С НОВЫМ КЛИЕНТОМ?

ЧТО ДУМАЕТ ПСИХОТЕРАПЕВТ, КОГДА ВСТРЕЧАЕТСЯ С НОВЫМ КЛИЕНТОМ?

Или Почему вам могут отказать в психотерапии?


В частной практике всегда встает вопрос этики и отношений. Последнее время, он встает все чаще и чаще, и я решила поделиться этим с Вами. Профессионалы, которые себя уважают и ценят всегда хотят сделать свою работу хорошо и правильно.

В сфере психологии  равнодушие и  неустроенность самого терапевта приравнивается к врачебной ошибке. Сегодня, обсуждая саму специфику профессии с коллегами и ее направлений, мы пришли к выводу, что часто сами люди, наши клиенты, привносят раздор в этические законы психолога. Нам очень часто звонят, пишут, присылая всевозможные рисунки, цитаты какого-либо человека, для того, чтобы мы его проанализировали.


Ошибка в том, что сам человек не знает об этом и если это про совершеннолетнего человека, то мы отказываем. Нас постоянно как будто проверяют на устойчивость, умеем ли мы сохранять границы дозволенного?..

      Бывает и такое, когда приходит человек, проходит запланированный час и внутри становится тошно и одновременно обидно от понимания того, что этому человеку не нужна помощь, не нужна поддержка, не нужен анализ ситуации, внутренняя работа ему тоже не нужна. Встает вопрос: «Что необходимо?» Бывает страх, защита, проверка терапевта на прочность — это нормально и естественно. Но бывает, что человек приходит и хочет шоу, хочет изучить метод, например внушения, для того, чтобы использовать его НЕ для ПОМОЩИ, а  для бизнеса, для мошенничества, для того, чтобы

укладывать детей спать быстрее.


Понимая подобный подтекст, мы имеем право отказать в терапии, без перенаправления к другому врачу!


Иногда люди спрашивают:

Ну как, я же готов Вам платить за этот час, вот типа и слушайте или обучайте. Вы обязаны!»


Да, но мы не занимаемся проституцией и ,прежде всего, мы помогаем, будучи ЛЮДЬМИ, живыми и эмоциональными. 

Поэтому ИНОГДА мы отказываем в терапии, если наши этические законы не совпадают с этикой людей. Я не говорю здесь про обманы, измены и другие житейские вещи. Я говорю об использовании терапевта в качестве инструмента достижения целей, которые, на наш взгляд, недопустимы: убийство, мошенничество, насилие, манипулирование, осознанное подавление и издевательства.


Помимо каждодневной работы, мы имеем определенную миссию и цель нашей жизни, и сейчас она связана со здоровьем и уменьшением боли людей. 


Если же вы пришли к психологу – психотерапевту и после одной встречи он говорит, что не может вас взять или вам необходимо обратиться к другому специалисту, но при этом у вас и мысли не было об использовании психолога, тогда ЧТО ЭТО?


Такое в нашей практике случается достаточно часто, пугаться не стоит, так как первая консультация важна как для вас, так и для психолога. Вы проверяете сможете ли вы работать с этим психологом, ведь одно дело рекомендации, отзывы, образование, другое ваши чувства, которые придется доверить человеку, сидящему перед вами и здесь важен человеческий фактор. Важно почувствовать сможете ли вы работать именно с этим психологом возможно ни один год или нет. Такой же выбор делает психолог.


Какие вопросы мы задаем сами себе на первой встрече с новым человеком?:


  • Смогу ли я безоценочно воспринимать все, что будет происходить в терапии с этим человеком?


Психолог воспринимает мир человека не с точки зрения морали, общества, не из вне, а изнутри, с позиции человека. Нам важно понять внутреннюю логику тех или иных поступков и ситуаций, которые окружающим могут быть совершенно не понятны, порой даже пугать. Но у каждого психолога есть свои личные ограничения, с кем он категорически не может работать, например, я понимаю почему человек становится педофилом (даже по назначению или если совершенных действий нет, есть только фантазии), но работать в терапии и воспринимать его безоценочно я не могу, это мое личное ограничение, потому что я женщина и мой материнский инстинкт силен, следовательно, в терапию с подобными проблемами я брать не буду. Есть тот, кто сможет помочь такому человеку и я обязательно перенаправлю к другому специалисту.


  • Есть ли у меня силы, методы, знания, чтобы помочь человеку максимально эффективно, если нет, то кто может ему помочь, лучше, чем я?


В данном случае, мы каждый где-то учились и работаем с помощью каких-то методов, бывает так, что человек очень аналитичный и хорошо говорит, и он приходит к аналитику и союз складывается, работа успешна.  Есть люди, кто не любят разговаривать, считают это бредом, есть методы работы через образ, транс, метафорические карты, тело и т.д., поэтому если мы видим, что конкретному человеку более эффективно подойдет другой метод, которым мы не владеем, то порекомендуем кого-нибудь другого. Психолог, который никого не перенаправляет должен насторожить, так как он не знает сферу своей компетенции и может вам навредить.


  • Есть ли у меня время?


Бывает все банально, нет времени или запланирован длительный отпуск и взять человека в терапию и оставить его на 1.5 месяца в самый разгар терапевтического процесса – считай бросить – ни один адекватный терапевт не будет, если нет возможности перейти на скайп, поэтому рекомендуют подождать или отказывают, если вопрос срочный.


  • Что я чувствую рядом с этим человеком? Готова ли я сталкиваться с этими чувствами столько, сколько это будет необходимо?


В терапии абсолютно естественны разные эмоции: отчаяние, безысходность, гнев, ярость, влюблённость, страх, стыд.  И каждый терапевт сам решает с чем он сейчас готов сталкиваться честно и откровенно. Например, в моей практике очень много людей, которые пережили ранние травмы в детстве и их главная эмоция это ярость и отчаяние, следовательно, если таких людей в практике уже 50 -70%, то возможно новенького с такой историей я не возьму – я живая, у меня есть свои пределы переносить что-то, иначе я выгорю и не смогу помогать эффективно. В таком случае, разумеется, я порекомендую другого специалиста.


  • Если в терапии есть уже близкий родственник


Мы редко берем в терапию семейную пару к одному терапевту или маму и дочь. Это делается исключительно ради процесса самой терапии и каждый участник это знает. Во всех остальных случаях, мы родственников перенаправляем к другим терапевтам, чтобы защитить ощущение безопасности клиента, который уже в терапии.


  • Решены ли эти проблемы у меня самой?


Несмотря на личную терапию, быть идеально проработанным человеком невозможно, всегда есть к чему стремиться и если к вам пришел человек, а психолог сам не знает как в этой ситуации быть и чем помочь, то разумеется такого клиента тоже перенаправляют ради него самого. Если проблема у психолога не проработана или он никогда с этой ситуацией не сталкивался ранее в практике, он не сможет помочь другому. Соответственно он или берет человека под супервизией, когда более опытный коллега помогает, человека об этом предупреждают или перенаправляет.


Например, я в свою практику не беру людей с героиновой наркоманией, у меня нет личного опыта и практического для того, чтобы таким людям помогать. Я сама не знаю, как я к этому отношусь и, следовательно, внутри себя эти процессы не изучала. Так же, например, если психолог считает, что мужчины ужасные люди и все изменяют поголовно, он не сможет помочь женщине наладить семейную жизнь!


  • Верю ли я в позитивный исход?


Этот вопрос задают не все, но на мой взгляд это очень важно, особенно в терапии людей с травмами и тяжелой жизнью. Обычно на каком-то этапе со сложными травмами человек испытывает безысходность и перестает верить в себя, на самом деле, это важный этап. Скорее всего человек встретился с эмоциями, которые испытывал в детстве и здесь важно, чтобы психолог не попал вместе с клиентом в его воронку и верил во внутренние ресурсы, силу духа, во что угодно.


Как-то мне коллега сказала: «Ты так веришь в людей, они у тебя выздоравливают из-за твоей веры в них. В них, наверное, не верит уже никто». Я задумалась и поняла, что коллега права.

Одна из моих клиенток после 2-х лет терапии сказала: «Как вы увидели, что на самом деле я такая…? Ведь я сама в себя не верила, если бы не вы, я бы точно сдалась!»


Разумеется, у самого психолога, должно быть определенное виденье, которое смотрит как-бы сквозь все защиты человека в самую суть, где как правило огромное количество сил, знаний, ресурсов!

Не бойтесь искать помощи и искать своего терапевта, кто ищет, тот всегда найдет и тогда жизнь человека преображается, как говорится, через тернии к звездам!"


Практикующий психотерапевт Белан Анастасия Александровна 

Нет комментариев
Добавить комментарий